Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Неоконченная пьеса для механического Интернета
9.03.2011
О Михалкове, его мигалке, козе на площади, и о нас.

Поздно вечером у Никиты Михалкова зазвонил телефон. Дерзко так зазвонил, лживо, с надрывом. «Лайф ньюс» звонит, - догадался мэтр. И взял трубку. Он  понимал, что разговор будет записан. Не им, а тем, кто звонил.  А может, он считал звонивших порядочными людьми? Может, он даже считал их журналистами? Неизвестно. Но трубку он взял. Что из этого вышло, знает сегодня вся российская блогосфера. Даже коза, которая вместе с Дибровым случайно попала в эту историю, и та знает.

В принципе, вся эта история не стоит выеденного яйца. Даже скорлупы не стоит. Но она весьма показательна с точки зрения оценки сегодняшнего состояния ума и души нашей блогосферы, которая многими с поспешностью была возведена в ранг некой «информационного совести» страны. Вера в то, что блоги - это мощная, объективная и честная альтернатива существующим СМИ, может заметно пошатнуться даже у ярых апологетов ЖЖ, Твиттеров и прочих информгаджетов современности. Свой вес и авторитет блогосфера завоевывала годами и миллионами постов. Разрушить его несложно и недолго. Обиднее всего, что авторитет этот блогосфера разрушает собственными руками.

Эта точка зрения не будет популярной. Но я все равно именно с этого и начну: лично я с Михалковым согласен абсолютно во всем. Режиссер разговаривал с Лайфом по телефону. Частно. Приватно. Это было не интервью. Лайф этот разговор записал (как-то даже неудивительно). Говорить о журналистской этике применительно к этому желтому болоту бессмысленно - они там, в болоте, будут только усмехаться. От того, что циничны и смертельно больны. Диагноз называется «рейтинг любой ценой».

Но проблема в другом. Я уверен, что если бы Михалков давал интервью на тему совей мигалки (ее уже нет, вы в курсе?), он сказал бы примерно то же самое. Почему примерно? Потому что это было бы более цивилизованно и без речевого фольклора. Но смысл бы несомненно остался тем же. И он прав. Теперь объясню, почему.

Немыслимая по своей разрушительной мощи атака против Михалкова развернулась не после того, когда он получил мигалку. Не после того, как поставил ее на свой Рендж Ровер. Не после съезда Союза кинематографистов. И не после того, как он начал что-то там строить в Козихинском переулке. Атака эта (пришлось внимательно изучить более 200 постов и комментариев к ним) имеет только одну информационную точку отсчета - его Манифест. После Манифеста Михалкову решили вдруг припомнить все - и мигалку, и стройку, и кино, и домино. И началась эта атака мощно, дерзко. И по команде. Не удивлюсь, если вскоре мы из блогосферы же мы узнаем, к примеру, что режиссер неравнодушен к подросткам мужского пола, особенно - после того, как что-нибудь вдруг да понюхает. Это будет, я уверен. Антимихалковская пьеса для механического Интернета еще не окончена…

Я повторюсь: несколько дней изучая посты против Михалкова, я пришел к неоспоримому выводу - против него идет информационный штурм. В Москве не так много структур, которые такой штурм потянут. А если подумать, кому эта атака выгодна, список заказчиков акции сузится до узкого круга болезненно узнаваемых (по методологии и по почерку) персонажей российского Пиара. Которые, как правило, действуют сообща и по команде одного человека.

Манифест - это позиция, с которой можно соглашаться или не соглашаться. Но это - позиция. Она может стать политическим фундаментом вполне осязаемой предвыборной кампании, которая, по мнению некоторых, уже идет. Манифест - это символ принадлежности к определенному лагерю, у которого есть свой лидер. Лидер, к которому можно также по-разному относиться, но Михалков свой выбор сделал и никогда его не скрывал. И это лучше, чем метаться до последнего, делая ставки в новом российском политическом казино. Это честнее.

Уверен, что именно за эту позицию Михалков сейчас и расплачивается, читая российскую блоогосферу (если он ее читает, в чем сомневаюсь). У нас так бывает часто: за позицию приходится платить, какая бы она ни была. У времени, в котором мы живем, мало героев (как положительных, так и отрицательных), людей с собственной позицией - ничтожно мало. Позицию Михалкова можно не разделять, но ведь задача информационного штурма - вовсе не в дискуссии с Михалковым (крайне мало людей, которые готовы в состоянии вообще спорить на его уровне), а в том, чтобы все вокруг забыли о его позиции. А в памяти осталось бы несколько штампов - мигалка, стройка и еще какая-нибудь гадость, которую еще предстоит придумать тому самому отделу агитации и пропаганды современной России. В случае успеха роль Михалкова, которую он мог бы исполнить в разгар политических баталий, и он ее исполнить готов, будет заранее размыта болотистым илом слухов и сплетен, построенных по методологии того же Лайф Ньюс.

При этом голос людей, действительно аргументировано спорящих с Михалковым, утонул в толпе спам-крикунов блогосферы, которые в исступлении  начали писать о нем то, что ни писать, ни говорить в приличном обществе не станет ни один уважающий себя человек. Я не буду повторять то, что пишут они. Это стыдно. Но не им. Они спорят виртуально, без имен, без мнений, но по тезисам. Так что за них стыдно дважды.

Спор вокруг т.н. «ММ» (мигалка Михалкова) - спор не вокруг мигалки, конечно. Но именно этот «спор» ярко отражает уровень и градус общественной дискуссии в нашем обществе. У нас только так сегодня и спорят - горячо, громко, до крови, и очень редко - по существу. Этот «спор» абсолютно негативистский (позитивного результата априори быть не может), и это - тоже традиция. Ломать - не строить. А критиковать проще всего того, кто что-то делает и движется вперед. Проще ничего не делать (и не сделать в будущем), но при этом побольнее ударить того, кто впереди. Плюнуть в спину блогосфера умеет как никто другой. Но в спину, не более. Ибо - не догнать.

Увы, в этой ситуации блогосфера - та ее часть, которая по команде пустилась в пляс вокруг «ММ», и та ее часть, которая к этому присоединилась (из чувства «протеста», «единения», «сопротивления» или просто из зависти к чужому успеху), становится в один ряд с желтым болотом под названием Лайф. Так теряется авторитет, так расходуется сила.  Неужели и правда в стране осталось одна проблема - «ММ»? Или кто-то хочет, чтобы так всем казалось? Но этот кто-то сам не пишет, он - модератор. И он сегодня смеется. Над теми, кто пишет по его тезисам. Ведь они - и есть те самые козы и козлы на той самой площади. Что ж, пишите…

Только не надо обижаться, что потом вас назовут «говном» (цитата).

Напоследок: советую прочитать мнение Дмитрия Диброва, упомянутого в метафоричном монологе Михалкова: http://dmitrydibrov.livejournal.com/17812.html

Андрей Калитин,
шеф-редактор проекта www.stopcrime.ru.
















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!