Национальное Бюро Расследований.
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Чужой среди своих
Денис Поляков,
газета "Искра"


Когда к ее коляске на улице подходили люди, она смотрела на них голодными глазенками и в глубине своей детской души надеялась, что ее чем-нибудь угостят. Иногда угощали. Тогда она дрожащими маленькими ручками хватала печененку или конфетку и, давясь от счастья, тотчас же съедала сладкую радость.

Радостей в ее жизни было очень немного. Врожденная аномалия пояснично-кресцового отдела позвоночника лишила ребенка возможности ходить. Сидела она лишь с посторонней помощью. Психическое состояние ребенка тоже было далеко от идеального. Четырехлетняя девочка нуждалась в тщательном уходе и повышенном внимании опекуна.

Непутевая мать

Опекуном у нее была родная бабушка. Мать же ребенка - Валерия - была молодой и непутевой. Злоупотребляла алкоголем, баловалась наркотиками, имела беспорядочные связи с мужчинами. В 17 лет родила сына. Сашу. А через два года на свет появилась и девочка. Вера. Или Уродик, - как ее ласково прозвали соседи по дому. Ребенок, сам того не ведая, понес генетическую расплату за разгульный образ жизни матери. Расплату в виде лишения родительских прав понесла и сама Валерия. Впрочем ее это вряд ли огорчило. Саша пошел жить к отцу, который, хоть и тоже пил, но любил сына, а Вера осталась жить с бабушкой.

- Когда мы предоставляли опеку над Верой ее бабушке - Оксане Викторовне, сомнения у нас были, - рассказывает начальник отдела опеки и попечительства Таисья Мушик. - С одной стороны, кандидат в опекуны имел нормальные жилищно-бытовые условия, с другой - девочка-инвалид нуждалась в постоянном уходе, а работающая бабушка не могла ей его предоставить. Однако Оксана Викторовна заверила нас, что наймет нянечку и ультимативно заявила, что «она - родная бабушка, а потому имеет преимущественное право опеки». В итоге коллегиальное решение комиссии, в которую входили врач из детской поликлиники, социальный педагог и наш специалист, было положительным.

Штурм

А уже через полгода врачи и специалисты при помощи сотрудников милиции брали квартиру Оксаны Викторовны штурмом, вызволяя оттуда еле живого ребенка.

- Из материалов уголовного дела следует, что девочка длительное время оставался без еды и ухода, - сообщает заместитель Кунгурского городского прокурора Игорь Недюдин. - На момент проверки бабушки дома не оказалось. Ребенок находился под «присмотром» сына подсудимой, который спал на диване. Девочка лежала в кроватке, одежда и постельное белье были сырыми от мочи, вместо подгузника - застиранная грязная тряпка. По внешнему виду ребенка было видно, что элементарные гигиенические процедуры с ней проводятся несвоевременно. На спинке кроватки висела грязная одежда малышки. В квартире был беспорядок, стоял специфический запах, квартира не проветривалась. Продукты питания отсутствовали. При осмотре ребенка на теле были обнаружены язвы, на ягодицах и спине имелись пролежни, девочка была сильно истощена. Естественно, ребенок был изъят из семьи опекуна и направлен в лечебное учреждение.

Жертва заговора

Сама опекунша свою вину отрицает. Считает, что стала жертвой заговора недоброжелательных коллег. Обвиняет и няней, которых она нанимала для ребенка.
- Они и съедали все, что для внучки оставляла. Когда я брала больничный и сидела с ней сама, девочка тотчас же начинала прибавлять в весе - на килограмм за неделю. Я же первая и беспокоилась, что ребенок очень худой. Посмотрите карточку в поликлинике.
С пролежнями я боролась. Мазью кожу обрабатывала. Тальком присыпала. Иногда они проходили. Потом появлялись снова. У детей с таким диагнозом это в порядке вещей. Что касается плохого запаха в квартире, так ведь больной ребенок… А вот насчет беспорядка в квартире спорить не буду. Есть такое. Сын у меня не приучен к порядку. Тут уж ничего не поделаешь.
Некоторые обвиняют меня, что, мол, взяла внучку только чтобы деньги за нее получать. А я наоборот, когда опеку оформила, в долги залезла. Памперсы, например, мне должны через соцстрах бесплатно выдавать, а у них проблемы какие-то с финансами были. Пришлось все покупать самой. А когда Веру у меня забрали, они мне пакет пеленок прислали. На что они мне сейчас?

Соседи

Соседи по двору поведали, что Оксану Викторовну с внучкой во дворе видели. Но нечасто. Знают, что дочь у нее непутевая, сын - нормальный парень, сама - остра на язык, вследствие чего часто меняла работы, лишь на последнем месте - в центре социального обслуживания населения - задержалась. Лишь совсем недавно - в том году - сократили.

Коллеги

- Работала она у нас в отделении услуг, выдавала инвалидно-реабилитационную технику. Костыли, коляски, антипролежневые матрацы. Человек - неконфликтный, исполнительный, - характеризует Елена Лепихина, заместитель директора центра социального обслуживания населения Кунгурского района. - Денежные средства всегда сдавала вовремя, отчеты оформляла хорошо. Люди даже благодарности ей писали, за добросовестную работу. За все время, а работала она у нас шесть лет, было лишь одно замечание, точнее жалоба, от клиента. Она грубо поговорила с мужчиной, нахамила ему. Не знаю даже, что с ней случилось. Возможно, ситуация с внучкой как-то повлияла.

- Женщина общительная, - вспоминает юристконсульт центра социального обслуживания населения Светлана Устинова. - На работе у нее подружки были, вечера она какие-то посещала. За собой следила. Даже не подумаешь, что она может недосматривать за ребенком. Когда мы увидели фотографии ее внучки - худой и с пролежнями - были, конечно, в шоке.

Мнение экспертов

На момент изъятия девочки от родной бабушки у нее была выявлена гипотрофия 3 степени, то есть выраженный дефицит общей массы тела. Как говорят очевидцы, смотреть на ребенка было просто страшно: «кости обтянутые кожей, и огромные пролежни».

- По мнению экспертов, такое состояние ребенка было обусловлено ненадлежащим уходом, - утверждает Игорь Недюдин, - недоеданием или даже голоданием, длительным нахождением в вынужденном положении, в одной позе. Медики считают, что истощение девочки было вызвано внешними причинами и не было связано с имеющимся врожденным заболеванием.

22 апреля уголовное дело было рассмотрено судом. Суд, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу о виновности опекуна и назначил наказание в виде 10 месяцев исправительных работ.
 
Сейчас мать девочки - Валерия - взялась за ум. Нашла приличного, трудолюбивого, непьющего мужа в сельской местности, который любит ее и даже купил ей машину. А ее дочь находится в Перми - в специализированном учреждении для детей-инвалидов. Забирать ее оттуда мать не собирается…
Имена членов семьи, про которую рассказывается в тексте, изменены.
 

















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!